Строительный мастер
  • Главная
  • Стены
  • Уоллес рузвельт. Механизмы воображения. Факторы, мешающие творческому мышлению

Уоллес рузвельт. Механизмы воображения. Факторы, мешающие творческому мышлению

«Скорее печатай свой труд - иначе тебя опередят!» - постоянно повторяли Дарвину друзья. Великий ученый и не подозревал, до какой степени они были правы. Ведь еще один человек, изучая законы природы в дебрях Юго-Восточной Азии, на другом конце планеты, пришел к тем же выводам, что и он. Момент истины наступил в начале лета 1858 года Дарвину неожиданно пришел пакет с Малайских островов. В посылке находился очерк 35-летнего англичанина Альфреда Уоллеса, который просил именитого коллегу рассмотреть его теорию… естественного отбора.

В тексте излагались в точности те же мысли и выводы, к которым пришел Дарвин в течение долгих исследований и раздумий: в мире животных и растений идет постоянная жестокая борьба за существование, и преимущество на стороне тех особей, у которых есть какие-то полезные отличия.

Вот она - движущая сила эволюции. Дарвин был потрясен до глубины души. Он уже много лет работал над своим трактатом. Почему так долго? Потому что понимал что публикация труда вызовет яростные споры, рассматриваемая в нем теория развития всего живого на Земле задевает «честь» человека. Ведь согласно ей «венец творения» произошел от обезьяны.

Чарльз Дарвин оказался перед сложной дилеммой: скрыть очерк Уоллеса, а самому быстро опубликовать свою рукопись или отдать пальму первенства никому не известному натуралисту? Первый вариант был для Дарвина неприемлем. Второй, впрочем, тоже. Да и думать долго нельзя - вдруг найдутся еще какие-нибудь новые авторы? Тогда труд всей жизни пропадет.

Выручили друзья - геолог Чарльз Лайель и ботаник Джозеф Гукер, предложив компромисс. Они посоветовали, как можно скорее отправить в Линнеевское общество обе работы - короткое извлечение из его собственной книги и очерк Уоллеса. Они же и сочинили дипломатичное послание к секретарю общества. «Дорогой сэр, - писали они. - Прилагаемые работы касаются вопроса об образовании разновидностей и представляют результаты исследований двух неутомимых натуралистов - мистера Чарльза Дарвина и мистера Альфреда Уоллеса».

Дарвин ничего не имел против такого соавторства. Наоборот, он всячески нахваливал работу коллеги и даже признал, что она написана лучше - ясно, доказательно и легко. Соперник оказался ему под стать. С той же джентльменской почтительностью Уоллес ретировался в тень ученого, как только узнал, что тот давно работал над той же самой теорией. «Если мистер Дарвин так хорошо разработал этот вопрос, я не настаиваю на праве первенства», - ответил Уоллес на запрос из Лондона. И в 1859 году, через год после представления работ в Линнеевском обществе, вышла знаменитая книга «Происхождение видов». На ее титульном листе красовалось имя автора - Чарльза Дарвина.

Сегодня об Альфреде Уоллесе знает только узкий круг ученых, хотя он немало сделал для науки. Говоря о его заслугах перед ней, достаточно сказать о «Линии Уоллеса». Жизненные пути Дарвина и Уоллеса во многом схожи. Разница, пожалуй, только в том, что первый был из богатой семьи, а второй - из бедной. Поэтому ему было труднее добиваться цели и больше приходилось думать о хлебе насущном. Любопытно, что ни тот, ни другой не получили специального биологического образования.

Да, как это не удивительно, Дарвин не был дипломированным биологом!
Вначале он учился на врача в Эдинбургском университете, потом - на священника в Кембридже. А познания в области естественных наук получил благодаря друзьям-естествоиспытателям. С одним ловил рачков и моллюсков, с другим изучал птиц, с третьим - лошадей. Но с особенным азартом Дарвин собирал жуков.

В систематических занятиях естественными науками ему помог ботаник и минералог Джон Генсло. Он и совершил впоследствии окончательный переворот в жизни ученого, порекомендовав его в качестве натуралиста для кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Уоллес, как и Дарвин, в начале пути воспылал любовью к жукам. Да причем такой, что отправился за ними на другой конец планеты - в Южную Америку. Впрочем, случилось это только после того, как он попробовал себя на других поприщах. Знакомство с Генри Бэтсом, сыном чулочного торговца, увлекавшимся ловлей насекомых, направило энергию Альфреда в нужное русло. Бэтс был проворным малым и научился неплохо зарабатывать, продавая любопытные экземпляры насекомых коллекционерам. Уоллес оказался способным учеником и быстро наловчился находить наиболее «товарные» особи.

Пересмотрев все карты, молодые охотники всерьез решили отправиться в путешествие за океан. Надо было только подкопить денег. И накопили! Брат Уоллеса тоже не устоял перед перспективой увидеть новые земли.
Вскоре настал день, когда трое молодых людей ступили на борт корабля, отплывавшего в Южную Америку. Так началась жизнь, полная приключений и открытий.

Четыре года трое путешественников мокли в болотах и жарились на солнце, устраивая настоящие облавы на тамошних насекомых. Доставалось не только жукам, бабочкам и стрекозам, но и попугаям, а при случае - даже кайманам. Охотники увертывались от ядовитых змей и успевали убежать от хищников, но их подстерег более коварный враг. Сначала от желтой лихорадки умер брат Уоллеса. А потом и он сам почувствовал, что здоровье стало сдавать. Только Бэтсу было все нипочем. И приятели решили, что Бэтс останется в джунглях, а Уоллес, нагруженный коробками с коллекциями, отправится в Англию.

Доставить коллекцию в Европу не удалось. На корабле посреди океана произошел пожар, Уоллес вместе с матросами едва успел спрыгнуть в шлюпку. Лодку мотало по океанским волнам десять дней, их спасли чудом. Вернувшись в Лондон, Уоллес написал две книги о путешествии в Бразилию. Благодаря им он вошел в круг британских натуралистов, устроивших ему новое путешествие - на Малайские острова. Как и Дарвин, он пришел в изумление от удивительной природы тропических островов.

Многочисленные «почему» не давали исследователю покоя. Вот летит прекрасная бабочка орнитоптера. Какая красавица! Наверняка это самец, ведь самочка, наоборот, совсем не такая яркая. Интересно, почему? Разный окрас и у райских птиц. Иногда не сразу и поймешь, что это такое - вид или разновидность. Некоторые экземпляры так не похожи на своих сородичей, что возникает предположение: может, так появляется новый вид?

Подобные вопросы терзали и Дарвина, но если он пришел к открытию путем логических рассуждений, то Уоллес постиг истину в горячечном бреду. Мучаясь от приступа лихорадки посреди малайских джунглей, он увидел страшный сон. Будто бы его несло по волнам в той лодке, в которой он очутился после кораблекрушения на пути из Бразилии, но вокруг него жались друг к другу не матросы, а орангутанги. Над их головами порхали орнитоптеры, а райская птица норовила сесть на корму. Очнулся он, когда вынырнувший из воды английский экономист Томас Мальтус, заглянув в лодку, воскликнул: «Что это тут у вас?! Да это настоящее перенаселение! У вас тут борьба не на жизнь, а на смерть!». Еще в Лондоне Уоллес ради интереса прочитал книгу Мальтуса о перенаселении, и запавшие в его подсознание слова «борьба за существование» теперь обрели смысл. Борьба, в результате которой производится… отбор. Наконец-то слово найдено!

Теперь Уоллес видел многочисленные подтверждения тому, что в природе идет жестокая борьба, в результате которой выживает сильнейший. Поняв это, Уоллес, в отличие от Дарвина, не стал откладывать дело в долгий ящик. Он тут же изложил на бумаге свои умозаключения о происхождении видов и отправил в Лондон.

Остается только удивляться хитросплетению обстоятельств. Не направь Уоллес письма непосредственно Дарвину, вполне возможно, что его выводы просто бы проигнорировали. Члены уважаемого Линнеевского общества отмахнулись бы от открытия безвестного исследователя, назвав его полной чушью. Сам Дарвин, не получи он очерк от соперника, может быть, так и не рискнул бы опубликовать свой труд.

Вернувшись в Англию в 1862 г., Уоллес сразу предложил великому ученому помощь. «Я ваш верный ученик, - сказал он. - Если вам нужны сведения по фауне и флоре Малайского архипелага, я в любой момент предоставлю вам все записи».

Уоллес и не думал претендовать на авторство, а его приверженность новой теории стала настолько сильной, что он даже умудрялся переспорить Дарвина и привести более четкие доводы. К примеру, он никак не хотел соглашаться с версией «полового отбора», полагая, что главной движущей силой эволюции является все-таки борьба за существование. «Да Уоллес еще больший дарвинист, чем сам Дарвин!» - смеялись ученые.

Дарвин и Уоллес не сошлись только в одном вопросе. Второй категорически отказывался признавать, что человек произошел от обезьяны. Откуда у дикаря такой большой мозг, если он живет в тех же условиях, что и животное? Нет, между человеком и животным - огромная пропасть, и здесь не обошлось без вмешательства Творца! Уоллес твердил: «Объясните мне, как у человека образовалась душа». «Дарвиновский адвокат» Хаксли ему отвечал: «Какая душа? Покажите мне ее».

Ирония судьбы в том, что Дарвин, сам того не ведая, некоторым образом опровергнул собственную теорию. Когда на его пути вдруг возник Уоллес, он мог бы, подобно представителям животного мира, затоптать соперника и выйти победителем. Средства для этого у него имелись. Но Дарвин этого не сделал. Почему? Ему не позволила совесть. Что такое совесть? В какой части тела она «обитает»? Может быть, в душе? Дарвин умер, не признав существование этой «непонятной субстанции». Два ученых так и остались каждый при своем мнении в вопросе о происхождении человека.

Уоллес, который в последние 20 лет жизни всерьез увлекался спиритизмом, однажды решил вызвать дух великого атеиста, чтобы продолжить с ним спор о происхождении человека. Дух Дарвина оказался сговорчивее его самого. После сеанса Уоллес радостно вбежал в кабинет Гукера и сообщил: «Он сказал мне, что я прав! Да-да, сам Дарвин! У человека есть душа, и она не поддается законам естественного отбора!». Скептическая ухмылка Гукера не смутила Уоллеса. Он был совершенно счастлив - наконец-то он и его кумир пришли к полному согласию.

No related links found



Г. УОЛЛЕС

Стадии процесса Творчества

Господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г. Рибо следующим образом «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

Путь творчества

А.Эйнштейн

А-Эйнштейна, много лет прослужившего в патентном бюро. «Изобретатель - это человек, нашедший новую комбинацию уже известных в оборудовании», «Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

2. Постепенно эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач.

Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4. Проверка.

Г.С-Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач (5 уровней творчества).

1 уровень Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

2 уровень Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3 уровень Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4 уровень При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5 уровень На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч" и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

В доступных изданиях о деятельности советской дипломатии в годы Второй мировой войны отсутствует информация о пребывании вице-президента США Г. Уоллеса в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке. Коротко сообщается лишь о его миссии в Китае в июне—июле 1944 года. Только в к ниге воспоминаний нашего посла в США А.А. Громыко довольно подробно рассказано о Г. Уоллесе.

Уоллес, как политический деятель, кото-рый представлял собой видную фигуру среди приверженцев поли-тики Ф.Д.Рузвельта, и заслуживает того, чтобы о нем рассказать особо.

Путь его миссии в Китай пролегал по авиатрассе АЛСИБ через Чукотку, Колыму, Якутию и далее через Сибирь и Среднюю Азию.

На наш взгляд, в ходе визита в нашу страну он должен был решить (или подготовить их решение) несколько вопросов, по современным меркам имеющих геополитическое значение:

Личное изучение внешнеполитической деятельности руководства СССР как военно-политического союзника США по антигитлеровской коалиции;

Рекогносцировочное изучение восточных районов Советского Союза как плацдарма для войны с Японией, а также возможности страны и региона по оплате поставок товаров по ленд-лизу;

Особое внимание уделить изучению попыток милитаристской Японии к установлению с 1943 года «особых» отношений с Советским Союзом;

Изучить возможности использования секретной трассы «Z» в Казахстане для поставок американской военной техники в Китай.

Его визит в Советский Союз преследовал не только цели взаимопонимания, изучения образа жизни советских людей и тех коренных социальных преобразований, которые про-изошли в советской стране. Было и другое. Как известно, в первый период войны обстановка на фронтах сложилась для нашей страны трудная. Враг оккупировал большую территорию, в том числе нема-ло жизненно важных экономических районов нашей Родины. Враж-дебно настроенная к Советам зарубежная пресса была полна пред-сказаний о «скором экономическом крахе» СССР. Американские промышленные магнаты, финансовые и политические воротилы так-же не скрывали своего мнения на этот счет. Это не могло не ска-заться на политическом курсе американского правительства в воп-росе об оказании военной и экономической помощи Советскому Союзу. В конгрессе раздавались голоса, что Америка не может под-вергать себя риску, не имея гарантии платежеспособности Сове-тов. Более здравые голоса отвечали скептикам: «Если будет повер-жена под ударами фашистской машины Россия, тогда не устоит и Америка».

Высокий потенциал северо-восточных районов СССР давно привлекал правящие круги Америки. Но ясного представления о нашем северо-востоке за рубежом не имелось. Его рисовали диким, необжитым краем. И все же о богат-ствах недр советской Колымы уже тогда ходили легенды. В этой связи поездка вице-президента США Генри Уоллеса в города Магадан, Якутск и Комсомольск-на-Амуре в мае 1944 года должна была многое прояснить.

Приметный самолет СИ-47 полковника И.П. Мазурука, на котором совершал свои маршруты вице-президент, можно было видеть во многих аэропор-тах Колымы и Чукотки. Дальновидный американец понимал, что, не-смотря на еще слабую техническую оснащенность и невысокую организацию труда, транспортные затруднения, освоение Колымы идет полным ходом и результаты труда горняков и золотодобытчи-ков налицо. Кульминацией его пребывания на Севере, «колымским сюрпри-зом» оказалось посещение одного из сусуманских приисков. Подчеркнем, что значительная часть колымского золота шла в США для оплаты поставок грузов ленд-лиза и перевозилась дальстроевским пароходом «Трансбалт». Как теперь известно, сразу после окончания войны с Японией он был потоплен американской подлодкой?!?

Высокому представителю американского правительства дружелюбно были открыты все «двери» на земле колым-ской, поскольку было известно, что Генри Уоллес горячий сторонник президента Ф. Рузвельта в проводимом им политическом курсе на сближение и расширение политических и экономических контактов с Советским Союзом.

В своей официальной речи в Магадане - столице «валютного цеха» страны, кроме обычных слов приветствия и благодарно-сти за теплый прием, оказанный ему и его соотечественникам, он гово-рил о высокой миссии антифашистской коалиции четырех великих держав.

Определенный интерес для американцев представляло и начавшееся в 1943 году строительство железной дороги от Комсомольска-на-Амуредо Советской Гавани. Это был второй выход к Тихому океану и в то время представлял стратегический объект. Кроме того, в строящийся порт Ванино по ленд-лизу американцы поставляли паровозы для этой дороги.

А.А. Громыко отмечает, Г. Уоллес смог основа-тельно пополнить свои познания о России и нашем народе во время посещения Магадана, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Алма-Аты, Ташкента и некоторых дру-гих городов.

После возвращения в США он сообщил А.А. Громыко, что эта поездка по Советскому Союзу произвела на него огром-ное впечатление. И потом не раз Г. Уоллес подтверждал это мнение. Он, можно ска-зать, открыл для себя Советский Союз, увидев своими глазами ве-личие духа, самоотверженность и стойкость нашего народа.

В беседах Г. Уоллес обычно по своей инициативе заводил раз-говор на тему об общности интересов США и СССР в международ-ных делах. Полностью отдавая себе отчет в том, что эти госу-дарства принадлежат к разным общественным системам, он разви-вал тезис, что американский и советский народы имеют все возможности для плодотворного сотрудничества. Обе державы располагают ко-лоссальными естественными ресурсами, огромными промышлен-ными потенциалами. Он верил, что Советский Союз восстановит свою пострадавшую от войны экономику и будет успешно ее развивать. Но советско-американское сотрудничество должно означать преж-де всего исключение военных столкновений между США и СССР.

В теоретическое обоснование необходимости мирного сотруд-ничества США и СССР и принципа мирного сосуществования Уол-лес особенно не углублялся, даже не очень любил вникать в эту, как он называл, «высокую материю». Он рассуждал категорично: «Американцы и русские никогда не должны ни убивать друг друга, ни вообще допускать развязывания новой войны».

Несомненно, что особый интерес у американцев был к советско-японским отношениям. Напомним, что министр иностранных дел Японии М.Сигэмицу с осени 1943 года начал раз-рабатывать идею специальной миссии в Москву. 10 сентября посол Сато впервые со-общил об этом В.М. Молотову и уже через три дня получил вежли-вый, но решительный отказ. Сыграло свою роль и то, что Сато не имел детальных инструкций: в Кремле от него требовали под-робностей предполагаемой миссии, а Токио стремился сначала заручиться принципиальным согласием на её прием. Потом эта история будет повторяться с завидной регулярностью.

Разгром армий союзников по «оси» в Северной Африке, успехи Красной армии, капитуля-ция Италии и отказ Советского Союза от любого мирного по-средничества между Москвой и Берлином подводили японских дипломатов к мысли о необходимости эффектного дипломати-ческого демарша. Кстати, с этого времени отношение японских властей к советским дип-ломатам стало быстро и заметно меняться к лучшему. Причин-но-следственная связь вполне очевидна.

М. Сигэмицу попытался повторить свои мирные предложения в апреле 1944 года, в связи с заключением рыболовного соглаше-ния, но с тем же успехом. Новый советский ответ содержал лишь ссылку на предыдущий, добавить к которому было нечего. Пакт о нейтралитете оставался в силе, но, как свидетельствуют рас-секреченные в декабре 1996 года материалы закрытых заседаний нижней палаты японского парламента, министр уже осенью 1943 года предвидел возможность скорого расторжения пакта Мос-квой, как только он станет ей не нужен.

Летом 1944 года американская дипломатия предприняла активные попытки стабилизировать положение правительства

Чан Кай-ши, объединить гоминьдановские армии и силы, руководимые Коммунистической партией Китая во главе с Мао Цзедуном, под единым командованием. Для решения этой геополитической задачи в июне 1944 года в Китай и был направлен вице-президент США Генри Уоллес в качестве личного представителя президента Рузвельта.

Американцы настойчиво добивались не только согласия советского правительства, но и помощи в переброске грузов ленд-лиза из Ирана в Китай для Чан-Кайши по «трассе Z». Как известно, осенью 1937 года началась переброска по специальной трассе (в документах обозна-чалась как «трасса Z») военных грузов из СССР китайским армиям Чан-Кайши, сражавшимся против вторгнувшихся японских войск. Автотрасса (2925 километров) начиналась от Сары-Озек (Казахстан) и заканчивалась в Ланьчжоу (Китай).

Советское правительство, идя навстречу пожеланиям амери-канского правительства, согласилось разрешить 1100 американцам сопровождать 500 грузовиков из Ирана в Китай. Американские военные произ-вели необходимые расчёты, но в Синьцзяне вспыхнули массовые волнения и восстания против местного правления и гоминьдановской администрации.

12 ноября 1944 г. Илийская организация освобождения с помощью советских военных советников провоз-гласила создание примерно на пятой части территории Синьцзя-на (три округа - Илийский, Тачэнский и Алтайский) временно-го правительства Республики Восточный Туркестан. «Трасса Z» проходила юго-западнее, но по самому краю Илийского округа, между территориями, контролируемыми «властью трёх округов» и властями Синьцзяна (теперь, по сути Южного Синьцзяна).

В силу сложившейся в Синьцзяне обстановки советское правительство посчитало целесообразным отложить на некоторое время вышеуказанную операцию по переброске грузовиков в Китай.

Заключение.

Сегодня, когда американская администрация практически возрождает послевоенную политику «большой дубинки», а в мире полыхают локальные войны, уместно будет напомнить некоторые оценки периода Второй мировой войны. Тогда американские политики трезво оценивали обстановку и считали, что в 1942 г. только героическое сопротивление со-ветского народа представляло собой твердую гарантию спасе-ния мира от фашистского господства, которое грозило не оста-вить места «под солнцем» для США. «Человеческая слабость, — писал позднее бывший государственный секретарь США Эдуард Стеттиниус в книге «Рузвельт и русские», — заключается в том, что люди слишком быстро забывают обстоятельства прошлых лет. Американский народ должен помнить, что в 1942 г. он был на краю катастрофы. Если бы Советский Союз не удержал сво-его фронта, немцы были бы в состоянии завоеватьВеликобри-танию; они могли бы также вторгнуться в Африку, и в этом случае они создали бы плацдарм в Латинской Америке. Президент Рузвельт всегда помнил об этой нависшей опасности».

Примечание :

УОЛЛЕС Генри Эгард (1888- 1945) - вице - президент США в 1941-1945 гг. от демократической партии. Приверженец политики Ф.Д.Рузвельта, выступал за развитие отношений между СССР и США.

Филонов Александр Михайлович, полковник в отставке, ученый секретарь Хабаровского регионального отделения Русского географического общества

    агглютинация- создание нового образа из частей других образов;

    гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта и его частей;

    схематизация- сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

    акцентирование- подчеркивание особенностей объектов;

    типизация- выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфордвместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    беглость;

    гибкость;

    оригинальность;

    точность.

Развитию воображения способствуют:

    ситуации незавершенности;

    разрешение и даже поощрение множества вопросов;

    стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

    билингвистическийопыт;

    позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

    конформность;

    неодобрение воображения;

    жесткие полоролевые стереотипы;

    разделение игры и обучения;

    готовность к изменению точки зрения;

Функции воображения

    представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

    регулирование эмоциональных состояний;

    произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

    формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

    планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Творчество -процессдеятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Виды и функции творчества

    производственно-техническое

    изобретательское

  • политическое

    организаторское

    философское

    художественное

    мифологическое

    религиозное

    повседневно-бытовое и т.п.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Факторы, мешающие творческому мышлению

    некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

    внешняя и внутренняя цензура

    ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

    желание найти ответ немедленно

Стадии творческого мышления г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

    Инкубация - временное отвлечение от задачи.

    Озарение - появление интуитивного решения.

    Проверка - испытание и/или реализация решения.

30,31,32,33 билет

Понятие группы. Их классификация. Сплоченность и эмоционально – психологический климат в группе

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимыйсоциальный признак, основанный на их участии в некоторойдеятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальнымисоциальными институтами.

Виды групп

    Большие (входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

    Средние (относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    Малые (относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.)

Структура социальных групп

Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и"периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

4 СТАДИИ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА:

Ø подготовка (зарождение идеи);

Ø созревание (концентрация, добывание ранее недостающих сведений);

Ø озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ø проверка.

Важнейшими условиями развития творческого воображения являются выполнение деятельности, в которой требуется такое воображение, и обучение сознательному использованию эвристических методов.

Особым видом воображения является мечта. МЕЧТА - это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности.

Нереальные мечты иногда называют грезами. Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обычный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Санта-Барбара» и других.

Процесс воображения осуществляется по своим ЗАКОНАМ.

Один из наиболее известных приемов воображения называется АГГЛЮТИНАЦИЯ, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью этого приема были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли кентавра, сфинкса По такому же принципу достроена» избушка на курьих ножках.

Другой прием творческого воображения - АКЦЕНТИРОВАНИЕ , наделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - увеличение или уменьшение предмета изменение количества частей предмета. Например, дракон с 3-мя головами, мальчик-с пальчик, девочка-дюймовочка.

Еще один прием творческого воображения - СХЕМАТИЗАЦИЯ , т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах, узорах вышивки, росписи. По орнаменту можно определить страну, где она создана.

ТИПИЗАЦИЯ - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. АТворческие одаренные люди отдают много сил своему делу и облекают свое вдохновение в «Осязаемые формы».

ВООБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ :

Ø Яркости образов

Ø Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности

Ø Широте воображения

Ø Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче



Ø Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек

Ø Устойчивости

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1) гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ-цый объем информации, к трму же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2) самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с цомощью обобщения большого числа фактов;

4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5) быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6) целеустремленность - последовательное и плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.



Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

быстрота, но не торопливость, при которой упускают­ся логические связи, что приводит к ошибкам;

последовательность или логичность;

самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, - рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профес­сии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник - лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной.

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается в сознательном увеличении коли­чества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний как гнев, аффект, страх, растерянность и др. Эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность , понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т. п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, сложившихся привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, интересы и склонности . В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая и переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиятьчувства (или эмоции). Одни события волнуют человека, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть более или менее глубокими.

Эмоции и чувства всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Они являются как бы индикаторами, указывающими степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношений личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон деятельность человека, включая его ощущения, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность . Напряженность, именуемая еще английским словом«стресс» , возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные решения. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы заторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Фрустрация - (уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей .

Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые)трудностями ,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 .

В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха :

* стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием;

* астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках,

* стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление в ситуации, предшествующей страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха - в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность -это тревога , т. е. ожидание опасности, неизвестно откуда исходящей и потому волнующей человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее . Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через три-четыре дня целесообразно провести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение , которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда мы называем его «желанием».

В волевом процессе можно выделить несколько этапов .

Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляетсясознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность этапов различна и зависит от особенностей личности и от объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществить принятое решение.

Немаловажное волевое качество -инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других волевых качеств следует отметить самостоятельность, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность .

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: изготовление сложной детали на токарном станке, создание художественного полотна, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал в своей небольшой статье «Рефлекс цели» великий русский физиолог И. П. Павлов. Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Леность, не предприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе - ...это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы».

Воля человека проявляется различно, в зависимости от силы, моральной воспитанности и самостоятельности.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые . Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как ее отсутствие, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, характеризующая как формы поведения человека, так и его отношение к людям и общественным задачам .

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой человек, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами он руководствуется, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

Для человека аморального люди - лишь средство достижения его эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты и обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Помимо двух этих полярно противоположных характеров, существуют различные переходные типы, более близко стоящие к одному из полюсов.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера - правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными: в переживаниях, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Раздел 7

Психология личности

Лучшие статьи по теме