Строительный мастер
  • Главная
  • Ремонт 
  • Творчество стремятся к знаниям и. Хочу учиться! Или вечное стремление к знаниям. Гносеология - виды

Творчество стремятся к знаниям и. Хочу учиться! Или вечное стремление к знаниям. Гносеология - виды

«Хочу учиться!» - во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее - открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому. А поможет нам разобраться в этом частнопрактикующий детский психолог Мария Гущина.

Правила - соблюдать или отвергать?

Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж - в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку. «Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. - Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.

Если бы нам пришлось все выдумывать самим, без возможности использовать чужой опыт, большинство из нас так ничему бы и не научилось. Без знаний и навыков, накопленных в медицине, многие просто не смогли бы появиться на свет или выжить в младенчестве. А впоследствии вынуждены были бы тратить массу времени на элементарные открытия и при этом много страдать. Каждый может быть сам себе Ньютон - только для этого придется уронить на голову немало предметов. Из миллиона болеющих дизентерией, может быть, один догадался бы, что руки и продукты надо мыть, причем кипяченой водой. А общаться с людьми из других стран, не зная их языка, было бы крайне затруднительно.

Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись - до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, - рассказывает Ольга, 38 лет. - Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать». Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль - казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила - это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций - ошибок, заблуждений.
В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».

Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой

Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока - надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит. Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций - тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обу­чение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами - в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.
Момент реализации полученных знаний непрост тем, что возвращает к началу: а зачем все это было нужно? Некоторые обнаруживают, что еще не ответили на этот вопрос. Подобно школьнику, которого всему уже научили и ожидают, что он выберет дорогу в жизни, мы чувствуем себя растерянными и медлим с решением. Если в свое время нынешнее занятие мы выбрали тоже нехотя, случайно, под чужим давлением, то по окончании очередных курсов заново переживаем кризис - и получаем шанс поступить как-то иначе, более зрелым образом. Бесконечная учеба, конечно, полезнее скуки и сидения перед телевизором, однако по сравнению с настоящим развитием сильно проигрывает.
«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, - рассказывает Полина, 29 лет, - и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя - где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».
Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов - перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».
Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры - это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье - идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».

Дорога к мастерству

Обучение - отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой - и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель - будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.
Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству - переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. - говорит Алина, 42 года. - Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало про­фес­сионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа - не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».

Как избежать погружения в нежелание учиться

Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить английский, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области - в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов - будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.
Никогда не поздно заняться профилактикой такого оцепенения или вернуть себе утраченное спокойствие, свободу, свежее и радостное восприятие мира, себя и других людей. Началом может стать идея научиться чему-нибудь новому, пусть даже самому простому, вроде езды на велосипеде или выращивания базилика на подоконнике. Лучше всего начать с области, которая вам хорошо знакома. Если вы уже водите машину, можно освоить элементы экстремального вождения. Вяжете на спицах - попробуйте крючком.
Говорите по-английски, и это снимает все проблемы в любой точке мира? А на свете еще столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе.
Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток - и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприяние. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов. В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимо­связи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».

Не всегда путь к знаниям бывает легким. У некоторых препятствия возникают еще на этапе решения пойти получать знания. Настойчивость и упорный труд в наши дни – черта свойственная сильным людям, многие же привыкли получать желаемое в кротчайшие сроки и страшатся того в чем необходимо прикладывать какие-либо усилия.

Религиозные знания необходимо получать каждому человеку, так как из-за своего невежества он может неправильно выполнять религиозные обряды, и они не будут считаться действительными. Невежество не является оправданием неправильного совершения ритуалов (Намаза, Поста, Хаджа и др.). Знания набираются постепенно. Все знания не приобретаются за один раз. В Кур`ане сказано, чтобы мы были воспитателями, которые обучают людей, медленно переходя от небольшого объема знаний к большему. Начинать нужно с минимума, понять и усвоить его, а затем переходить постепенно на более сложный уровень.

Некоторым детям приходится преодолевать нешуточные трудности и проявлять настоящую отвагу, чтобы добраться в школу.









Даже военные действия между двумя враждующими странами не становятся препятствием для детей, которые хотят учиться и не смотря ни на что идут в школу.

В Колумбии дети нескольких семей, живущих в тропическом лесу, в 65 км к юго-востоку от Боготы, рискуя жизнью ездят в школу на веревках, соединяющих две стороны деревни. Китайские дети должны пересекать скалистые утесы раз в семестр. Кроме того, им приходится переходить вброд холодные воды реки, затем пересекать 200-метровый мост и четыре узких мостика. На путешествие в школу у них уходит два дня. От таких детей не услышишь жалобы на короткую перемену или слишком длинный урок.

Детей, ищущих знания не останавливает также отсутствие удобных парт и чистых классных комнат. Каждое утро более 50 детей из малообеспеченных семей посещают двухчасовые занятия, которые проводятся в Нью-Дели. Родители из-за отсутствия средств не могут отправить своих детей в обычную школу, однако это не мешает детям получать знания. То, что заменяет им классную комнату находится под железнодорожным мостом, их школьная доска – это черный прямоугольник, нарисованный краской на бетонной стене.








Такой великий ученый Имам Аш-Шафи‘ий, несмотря на то, что рос в бедной семье, и его отец умер, когда он был еще ребенком, он жил в трудных условиях, бедности и нужде, но это не остановило его от стремления к знаниям и наукам. Такая бедность вынуждала его записывать религиозные уроки на кусках кожи и пальмовых листьях, так как у него не было денег для того, чтобы купить бумагу. Воистину, он был очень старательным и серьезным в стремлении и получении знаний, искренне прилагая максимум усилий для повышения уровня своих знаний. Он заслужил уважения и почета, будучи в Мекке ему было дано разрешение давать религиозные заключения (фатуа), несмотря на его молодой возраст (ему тогда было около 15 лет).
Наши предшественники, от которых мы получили по цепочке знания Шари‘ата, были очень скрупулезными в отношении приобретения знания о словах и деяниях Пророка, мир Ему. Они строго придерживались важного требования в получении знаний по цепочке от Пророка, мир Ему. Порой, чтобы услышать Хадис из уст достойного доверия передатчика Хадисов, они отправлялись в дальний путь в местность, где находился этот человек. Известно, к примеру, что один из сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, благочестивый уалий (святой) Джабир Ибн ‘Абдуллаh, пусть Аллаh дарует ему Свою Милость, преодолел путь длиною в месяц, чтобы услышать только один из Хадисов Пророка, мир Ему!
Приоритетным является получение знаний по религии от достоверных учителей.
Несомненно, что каждый обязан набирать обязательный минимум религиозных знаний и должен учить этому своих родных. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина». (Здесь имеется в виду стремление к религиозным знаниям). Передал изречение имам Аль-Байhакый.
Имам Аш-Шафи’ий сказал: «Если бы оправдывался невежда по причине своего невежества, то невежество было бы лучше, чем знание».

Сила воли. Руководство по управлению собой Виннер Келли

5.1. Открытость к новым знаниям – признак успешности

Знания – это одна из самых важных и первостепенных опор в человеческой жизни. Чем больше у человека знаний, тем крепче он стоит на ногах и тем больше у него возможностей. Поэтому не стоит упускать шанс узнавать что-то новое и полезное, учиться чему-то нужному.

Именно знания, их количество и качество, приносят человеку определенное положение в обществе, уважение окружающих, возможность добиваться успеха и не заниматься тяжелым физическим трудом. Жизнь меняется, меняются ценности и устои, но неизменным остается только одно – успеха в жизни может добиться только тот, кто постоянно и неутомимо работает над собой.

Открытость к новым знаниям и желание учиться тому, что полезно на данный момент – вот один из основных признаков успешных людей. Окружающая действительность требует, чтобы мы постоянно занимались самообразованием, если хотим чего-то добиться в жизни и построить блестящую карьеру. Именно потому успешен тот, кто стремится к знаниям и не ленится учиться. Важно только, чтобы человек успевал и умел учиться разным вещам, поскольку односторонне развитие больше вредит личности, чем помогает ей.

Но стремиться к знаниям и быть открытым новому не означает, что следует поглощать любую информацию и в любых количествах. Все должно быть в меру, поскольку любые крайности всегда портят конечный результат. Знания полезны только тогда, когда они сопровождаются пониманием – простое заглатывание и заучивание информации больше вредит, чем помогает. Да и невозможно одному человеку знать абсолютно все – хотя бы потому, что изначально он склонен к какой-либо одной сфере деятельности. Вот в той сфере, которая вам интересна, и стоит углублять свои знания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Безжалостный менеджмент. Реальные законы управления персоналом автора

Из книги Быть бизнес-лидером. 16 историй успеха автора Филиппов Сергей

Задатки успешности В детстве я был хулиганистым, но при этом очень читающим. Был достаточно спортивным: занимался сначала фигурным катанием, гимнастикой, плаванием, потом дзюдо и самбо. Вообще я не любил спорт и сейчас не люблю. Мой тренер говорил, что я – ошибка Господа

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Пропорция успешности Моя супруга говорит, что я удачлив. Согласен, мне повезло, что я попал в компанию Cisco. С другой стороны, без моего образования, характера, навыков меня бы не взяли. Поэтому считаю, что в этой жизни всего добился сам. Никто меня за руку не тянул. На 80 % мой

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Из книги Бизнес и ЖЖизнь 3.0 [Теперь только вверх!] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Мир, в котором мы живем прекрасен! Он полон явлений и свойств, которые иначе как чудесными не назовешь! Мир - это не только природа окружающая нас, но и наше собственное внутреннее состояние души.

Вследствие целого ряда причин люди порой не способны понять замысла и оценить всей красоты и совершенства творений Всевышнего Аллаха, в т.ч. самого человека, его сознания и того, что его окружает.

Современный обыватель ни на секунду не задумывается о том, насколько преобразован окружающий мир во благо и удобство человека. Возьмем в качестве примера телефон, который сегодня является таким же необходимым предметом, как ложка или нож. Современные средства передвижения: автомобили, катера, самолеты; жилье, одежда, лекарства - все это плоды долгих исследований и опытов. Благодаря знаниям, человек преобразует все вокруг себя с целью получить более комфортные, безопасные и удобные условия бытия. Именно благодаря знаниям, которые по крупицам собирались, записывались и передавались следующим поколениям, последователи изучали предыдущий опыт, отделяли правильное от заблуждений, дополняли, открывали что-то новое и передавали своим потомкам. Этот процесс преемственности поколений продолжается тысячи лет. И только за последние сто лет человечество шагнуло вперед так далеко, как никогда раньше.

На вопрос насколько быстро наука будет развиваться дальше, ответить не может никто! С уверенностью можно говорить лишь об одном, что знания и наука – это удел небольшого круга специалистов и производителей, тогда как большинство людей являются потребителями этих самых знаний в виде благ, удобств и окружающего комфорта. Знания теряют ценность как таковые, уступая место ощущениям, люди не хотят знать «как», им важен результат.

Наука развивается все быстрее, но вместе с этим невежество людей ставится все больше и очевиднее. С одной стороны это естественно и понятно, знаний и информации стало так много, что обычный среднестатистический человек не в состоянии усвоить и разделить потоки информации, отличить истинное от ложного, это могут сделать лишь определенные группы людей. Человек с его ограниченностью теряется в этих информационных потоках, обезличивается, замыкается в своем кругу и превращается в того, кого называют потребителем. Люди получают определенные знания и опыт, применяют их и в дальнейшем, как правило, если нет острой необходимости, не стремятся к расширению кругозора и обновлению навыков.

Ислам, как религия и как жизненная система, поощряет и призывает к получению и постоянному расширению имеющихся у человека знаний, и более того, это в определенной степени вменяется в обязанность верующим мусульманам. Указание на необходимость получения, стремления и пользу знаний можно найти в Коране, сунне Пророка Мухаммада (мир ему), наставлениях ученых и правителей мусульман.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина» . Арабское слово в данном случае, возможно, наиболее уместно перевести как «стремление», но вместе с этим имеются и другие переводы: «изыскание», «поиск», «требование», «просьба», «учеба».

«…скажи: «Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают только обладающие разумом» (сура «Толпы», 9 аят).

Также Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Боятся Аллаха из рабов Его только знающие» (сура «Создатель», 28 аят).

Суть учебы заключается не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет дорогу к источникам материальных благ, карьерного роста и безбедного существования. Поиски знания и учеба - есть в некоторой степени религиозная обязанность, призыв и стимул для человека к тому, чтобы он не останавливался на пути самообразования, повышения уровня знаний, расширения кругозора и самосовершенствования в целом.

Говоря об одном ученом, который считается муджтахидом (правомочным выносить религиозные суждения на основе уровня знания и понимания различных исламских наук) внутри ханафитского мазхаба, отмечали следующее: «Имам Зуфар, меньше других наук знает фикх (правоведение), но его знание и понимание фикха заполняет все пространство от Востока до Запада». Это типичная восточная аллегория, которая раскрывает глубину знаний этого человека.

Однажды, Сафван бин Ассаль аль-Муради (да будет доволен им Аллах), пришел к Пророку (мир ему), находившемуся в мечети, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине я пришел в поисках знания». В ответ ему, Посланник Аллаха сказал: «Добро пожаловать стремящемуся к знанию! Поистине ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом они становятся один на другого, пока не достигают нижнего неба из любви к тому, к чему он стремится!» (Ат-Табарани, аль-Хаким).

Существует много других аятов и хадисов, а также прочих указаний на достоинство знаний, побуждающих к тому, чтобы верующий человек постоянно находился в процессе повторения и приобретения знаний. Остановка этого процесса означает регресс. Знание - это величайшая сила и милость Всевышнего Создателя, оно способно осветить и согреть душу и сердце человека, вывести его из мрака к свету, подняться из самой глубокой пропасти к вершинам мира этого и Вечного.

Знания не подразделяются на религиозные и нерелигиозные, все знания от Аллаха и ведут в конечном итоге к Нему, исключением являются колдовство и предсказания. Знания неизменно помогают человеку, открывают для него врата мира этого, дают доступ к пониманию законов движущих природу, человеческое общество, внутреннюю сущность самого человека, его характер, добродетели и пороки.

Каждый из детей пророка Адама (да благословит его Аллах), всю свою жизнь, начиная с колыбели и заканчивая предсмертным вздохом, является и учеником и учителем одновременно. Будучи детьми и учениками мы берем знания у тех, кто осведомлен больше нас, затем передаем эти знания тем, кто знает меньше нас. Отличие в том, что одни делают это с пониманием и грамотно, профессионально и осознанно, другие же по наитию, в соответствии со своими собственными ощущениями и представлениями.

Говоря о высоком значении и силе знания, необходимо подчеркнуть, что оно ценно не само по себе, а как инструмент, помогающий в главном - обрести гармонию с самим собой и довольство Всевышнего Аллаха. Знание будет неизменно приносить благо своему обладателю, только тогда, когда его убеждения, слова и дела будут в гармонии и союзе со знаниями, а не расходиться с ними в попытке найти компромиссы со своей совестью и сердцем.

Знания, это не только польза и благо, но также честь, достоинство и большая ответственность, ибо ошибки и халатность людей знающих более ненавистны Аллаху, чем ошибки невежд.

Однажды, у имама Суфйана бин Уйаййна спросили: «Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?», на что он ответил:«обладающий наибольшим знанием». Его спросили: «Почему же?», он ответил: «По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной».

Имам Ибн Абд аль-Барр сказал: «Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не прекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду».

Дорогие братья и сестры по вере, ищите знания и не прекращайте усердия в этом благородном и достойном деле! И пусть Аллах прибавит нам знаний, благочестия, богобоязненности и сделает нас из числа Своих благословенных рабов! Аминь!

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий

Гаяз-хазрат Фаткуллин


Автор высказывания – известный английский Философ, представитель эмпиризма и либерализма – Джон Локк в своем утверждении затрагивает проблему постижения истины. Он считает понимание того, каким путём возможно постигнуть истину, одной из главных трудностей, стоящих перед познающими.

Я согласна с точкой зрения автора. Истина – это знание, соответствующие своему предмету, совпадающие с ним. Выделяют абсолютную истину (знание, которое не может быть опровергнуто) и относительную (знание, зависящее от определенных условий, места и времени их получения).

На пути достижения абсолютной истины происходит смена нескольких относительных истин.

Примером может послужить представление людей о нашей планете в разные периоды времени. Так, древние греки представляли себе землю плоским диском, окруженный морем, затем появились первые предположения о шарообразности земли; во втором веке до нашей эры Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мироздания, и, наконец в 16-м веке Николай Коперник изложил свою систему строения мира – гелиоцентрическую. Так с развитием человечества истины, которые раньше считались достоверными, опровергались и заменялись новыми.

Для достижения исчерпывающего знания о действительности в какой-либо сфере требуются долгие годы упорной работы в этой области; например, история химии. Когда открытый химический элементов появилось достаточно много, возникла необходимость в их классификации. Учёные ещё в первой половине 19-го века пытались сгруппировать элементы по свойствам. Система классификации Дёберейнера (объединение сходных по свойствам элементов тирады) и Спираль Шанкурту (винтовой график элементов, расположенных в порядке возрастания атомных весов) оказались несовершенными. Затем, в 1860е годы появилась первая таблица Л. Мейера: В неё были включены 28 элементов, размещённые в шесть столбцов согласно их валентности. И наконец, в марте 1869 г. был представлен периодический закон химических элементов Менделеева, который позволил обосновать научную классификацию элементов и их соединений, установить чёткую взаимосвязь многих химических понятий. Предложенная периодическая система актуальна до сих пор.

Таким образом, за истинным знанием всегда стоят долгие годы размышлений и упорный труд. Стремление к обретению истины заставляет человечество не стоять на месте и развиваться.

Обновлено: 2017-11-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Дж. Локк « Трудно понять, каким другим путем можно прийти к истине и овладеть ее, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад»

Лучшие статьи по теме