Строительный мастер
  • Главная
  • Работы 
  • Получить доступ сейчас. Бухгалтера России теперь не спят — пришло время изменений в НДС Как поступить с входным НДС

Получить доступ сейчас. Бухгалтера России теперь не спят — пришло время изменений в НДС Как поступить с входным НДС

Закон о повышении НДС до 20% с 1 января будущего года подписан. Неоднозначное решение. Минфин в традиционно оптимистичном ежегодном проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» отметил, что оно приведет к росту инфляции при одновременном снижении темпа роста реальных заработных плат (до менее 1,0% с планируемых 6,3%).

Что это значит на деле? Ухудшение качества жизни граждан и снижение их покупательской способности при автоматическом повышении цен со стороны продавцов товаров и услуг. Таким образом, совпадут сразу два негативных фактора: повышение налогов и снижение покупательской способности.

Есть и третий негативный фактор, который отработает, - повышение эффективности налогового и банковского контроля, а значит и собираемости налогов. Использование обнальных организаций становится дороже и значительно опаснее.

Насколько реально вырастет НДС, и как изменится налоговая нагрузка , мы продемонстрируем на реальном примере:

Как мы видим, повышение ставки НДС при неизменности стоимости покупки и реализации, приводит к снижению чистой прибыли и повышению налоговой нагрузки. Кстати, в данном случае рост налоговой нагрузки по НДС составил 9,2% несмотря на рост показателя вычетов по НДС.

А это значит, что те, у кого были проблемы с входящим НДС при ставке 18%, получат в 2019 году соответствующий рост проблемы при новой ставке. Какой именно несложно посчитать, следуя логике, указанной в таблице.

При этом мы должны понимать, что в реальной жизни вырастет и стоимость приобретаемых товаров, а компенсационный рост продажной цены может привести к снижению объемов продаж. Что делать в этой ситуации?

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге 27 сентября в Москве , в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Но и без повышения НДС 2018 год продолжил тенденции предыдущих лет: при значительном снижении количества выездных налоговых проверок, растет эффективность камеральных, в том числе по результатам проверок деклараций по НДС.

Все больше налогоплательщиков получают «письма счастья» , в которых им сообщают, что в ходе мероприятий налогового контроля, были выявлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении организацией налогового законодательства в части ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском по конкретным контрагентам, имеющим признаки номинальности.

Налоговики рекомендуют добровольно подать уточнённые декларации, параллельно напоминая о низком размере заработной плате и вероятности проведения выездной налоговой проверки, после чего большинство налогоплательщиков подают «уточненки», снимая вычеты по спорных контрагентам и не решаясь на судебный спор (что часто, но не всегда, оправдано).

Стало сложно найти практику по делам о возмещении НДС из бюджета, налоговики приучили - из бюджета возвращать НДС опасно, лучше переносить их на следующие периоды , в соответствии с п.1.1 ст.172 НК РФ. Но смельчаки готовые воспользоваться законным правом на возмещение, предусмотренным самим НК РФ есть, правда, с небольшими суммами к возмещению. Причем много решений вынесено в пользу налогоплательщиков.

Так Арбитражный суд Волгоградской области в решении по делу №А12-40785/2017 от 12.03.2018 обязал возместить ИП НДС в размере 684 262 руб. Налоговый орган утверждал, что экспортная поставка ИП хотя и реальна, но убыточна и направлена на неправомерное возмещение НДС. Но суд указал, что налоговики использовали неверную методику определения налоговым органом конечного финансового результата совершённых сделок, сравнивая цены внутри РФ с учетом НДС и экспортной без НДС. Поскольку НДС, уплаченный продавцу товара на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета, то сделка по реализации товара на экспорт является прибыльной.

Также суд отметил, что налоговый орган, отказывая в применении налоговых вычетов и возмещении НДС, вместе с тем, признал обоснованным применение налоговой ставки 0% в отношении спорных хозяйственных операций, что уже является противоречием. Несмотря на благоприятный итог для налогоплательщика отметим, что налоговики, пытаясь доказать необоснованную налоговую выгоду, касались вопроса цены сделки при том, что этот вопрос не может быть предметом выездной или камеральной проверки (Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).

Вопрос цены, влияния на нее взаимозависимости, деловой цели сделки и исполнения ее именно контрагентом по договору также являются определяющими при признании обоснованными вычетов НДС и его возмещении. Так Арбитражный суд Татарстана в решении по делу №А65-1013/2018 от 04.07.2018 года встал на сторону налогоплательщика, признав незаконным решение инспекции об отказе в возмещении НДС в сумме 1 235 044 руб.: налогоплательщик на заемные денежные средства купил у организации основные средства, налоговики посчитали это схемой, потому что:

  • покупатель и продавец созданы незадолго до сделки;
  • источником финансирования при приобретении объектов недвижимости заявителя послужили заемные средства, которые прошли денежный круг и вернулись заимодавцам;
  • НДС с реализации в бюджет в полной мере не поступил, в связи с чем отсутствует источник для возмещения налога из бюджета;
  • фактический пользователь вышеуказанного имущества при юридической смене собственника остается прежним;
  • покупатель и продавец взаимозависимы, по их счетам осуществляются транзитные операции, а экономический смысл сделки отсутствует.

Но налоговики не смогли доказать ни взаимозависимость, ни нерыночный характер сделки. Суд указал, что налоговым органом не доказано, что целью совершения заявителем спорных операций с контрагентом являлось получение исключительно налоговой выгоды, в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, при том, что контрагент является реально существующим, а получение им от заявителя оплаты с НДС налоговым органом не оспаривается.

Интересно, что налоговики, отстаивая интересы бюджета, ставили право на применение заявителем вычета по НДС в зависимость от того, что продавец недвижимого имущества ранее уже предъявлял к возмещению НДС из бюджета и, соответственно, в бюджет недопоступили денежные средства. Но суд указал, что любое юридическое лицо при наличии законных оснований вправе подать заявление на возмещение НДС из бюджета.

Каждый новый собственник недвижимого имущества имеет все правовые основания для предъявления налога НДС к вычету после принятия объекта на учет при условии его использования в деятельности, облагаемой НДС и при наличии соответствующих счетов-фактур, достоверности содержащихся в них сведений. При этом, налоговым законодательством право на применение вычета по НДС не связывается ни с фактической оплатой покупателем приобретенных товаров (работ, услуг), ни с тем, заявлялся ли соответствующий вычет по НДС продавцом товаров (работ, услуг).

Указанные дела указывают на передергивание налоговиками и некоторыми налоговыми консультантами фактов с целью запугивания бизнесменов: действительно налоговики выигрывают 84% налоговых споров, но подавляющее большинство таких споров касаются примитивного использования фирм-однодневок или покупок «бумажного НДС». В данных делах налоговики научились получать серьезные доказательства, определяющие исход дела.

Однако правильное структурирование бизнеса и использование законных схем оптимизации налогов позволяет организациям выигрывать споры с налоговиками (например, при использовании давальческой схемы, налоговики в 2018 году выиграли только 57% споров).

О том, как правильно реструктурировать бизнес, обеспечив законную налоговую оптимизацию и защиту активов бизнеса и собственников, мы расскажем на наших семинарах 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге (с онлайн-трансляцией в регионы) и 27 сентября в Москве .

А если работать по-старому? По данным МВД за 5 месяцев 2018 года выявлено 3 877 налоговых преступлений, расследовано 1 434, материальный ущерб бюджету - 43,2 млрд рублей. В среднем одно налоговое преступление - уклонение на 11,1 млн рублей. Это меньше, чем средний размер налоговых доначислений по результатам выездных проверок - 20,1 млн рублей (за первые 4 месяца 2018 года). Что такое недоимка в 11,1 млн рублей? Грубо говоря, это перевод 30 млн рублей за 3 года на обналичивание или по 833 тысяч руб. в месяц, что сопоставимо с размером черной зарплаты организации со штатом 20 человек.

Можно ли работать без «оптимизации» НДС или обналичивания через помойки? Можно и нужно.

Изменения в п.3 ст.164 НК РФ (увеличение НДС на 2%, т.е. c 18% до 20%) вступают в силу с 1 января 2019 г. (п.3 ст.5 Закона № 303-ФЗ ). При этом новая ставка НДС (20%) будет применяться в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 01.01.2019 г. (п. 4 ст.5 Закона № 303-ФЗ ). Минфин РФ разъяснил, что для исчисления НДС по ставке 20% не имеет значения дата заключения договоров (Письмо Минфина России от 06.08.2018 N 03-07-05/55290 ).

Таким образом, даже если в 2018 году или ранее продавец получил аванс и исчислил с него НДС по ставке 18/118, при отгрузке товаров (работ, услуг) с 1 января 2019 года он обязан предъявить покупателю и исчислить НДС по ставке 20% (конечно, если этот товар не облагается НДС по ставке 10% или 0%). При этом НДС, исчисленный при получении предоплаты, полученной в 2018 году, принимается к вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной предоплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п.8 ст.172 НК РФ ).

Пример 1 . В 2018 году исполнитель получил аванс в счет оказания услуг - 118 руб., исчислил НДС - 18 руб. (118*18/118). В 2019 году будут оказаны услуги, стоимость услуг (по соглашению сторон) составила 120 руб. (в т.ч. НДС 20%). При оказании услуг в 2019 году исполнитель исчислит и предъявит заказчику НДС в сумме 20 руб. (120*20/120). При этом НДС, исчисленный при получении аванса в сумме 18 руб. он примет к вычету на дату оказания услуг в 2019 году (т.е. в соответствии с п.8 ст.172 НК РФ к вычету принимается НДС, исчисленный по ставке 18/118 с суммы аванса, засчитываемого в оплату оказанных услуг, в нашем примере со 118 руб.). 2 рубля за оказанные услуги заказчик оплатит дополнительно в 2019 году.

Новая ставка НДС в договорах

Многие налогоплательщики, заключающие сейчас долгосрочные договоры, хотят прописать в них условие, что по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) с 1 января 2019 года применяется ставка НДС 20 %.

По мнению автора, при заключении договоров (дополнительных соглашений) в 2018 году лучше не указывать конкретную ставку НДС. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения .

Закон № 303-ФЗ увеличивающий ставку НДС с 01.01.2019 г. в этой части вступает в силу с 01.01.2019 г. Поэтому формально у сторон нет оснований оговаривать ставку НДС 20% при заключении договора в 2018 году. В тоже время нормы ГК РФ не ограничивают стороны в установлении порядка формирования цены товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Так, если поставка товаров будет осуществляться в 2019 году, в договоре можно указать, что «стоимость товаров составляет 120 руб. (в т.ч. НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ)» . Формулировка условий может быть иной. Например, можно оговорить, что «стоимость товаров составляет 100 руб. без учета НДС. НДС предъявляется дополнительно к стоимости товаров по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ» (до 31.12.2018 г. - по ставке 18%, с 01.01.2019 г - по ставке 20%), т.е. в договоре фиксируется окончательная цена (в т.ч. НДС) или порядок ее формирования (цена+НДС).

В тоже время, поскольку к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства не применяются (п. 3 ст. 2 ГК РФ ), по мнению автора, стороны договора, установив цену товаров (работ, услуг), вправе указать по какой ставке НДС этот налог будет предъявляться покупателю в соответствии с налоговым законодательством, действующим в момент исполнения договора. Но к сожалению, судебной практики по данному вопросу автору найти не удалось.

Чем рискуют стороны, если при заключении договора в 2018 году укажут ставку НДС 20%, включаемую в цену товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года?

При несоответствии условий договора законодательству, действующему на момент заключения договора, сделка, является оспоримой (п. 1 ст. 168 ГК РФ ), т.е. есть риск, что одна из сторон сделки в судебном порядке оспорит ее заключение, т.е. договор может быть признан недействительным (п. 1 и п. 2 ст. 166 ГК РФ ). В тоже время, в соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

По мнению автора, указание в договоре, что «стоимость товаров, отгруженных с 01.01.2019 г. составляет 120 руб., в т.ч. НДС 20%» не нарушает права покупателя, поскольку на момент исполнения договора он будет соответствовать законодательству, а самое главное, что не зависимо от ставки НДС стоимость товаров согласована и в нашем примере составляет 120 руб. Т.е. риск признания сделки недействительной при указании ставки НДС 20% ничтожен. К тому же, как уже говорилось, к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ ).

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что лучше не указывать в договоре конкретную ставку НДС. Но если стороны все же согласовали в 2018 году стоимость товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года с указанием на ставку НДС 20%, то, по мнению автора, риски признания таких договоров недействительными стремятся к нулю.

Если в заключенном договоре, который будут действовать в 2019 году оговорена ставка НДС 18%, то для исключения споров с контрагентами о стоимости товаров (работ, услуг), которые будут отгружены с 01.01.2019 г. необходимо составить дополнительное соглашение к договору, установив новую стоимость товаров (работ, услуг) с учетом ставки 20%. Причем не обязательно увеличивать стоимость товаров (работ, услуг) на «2% НДС» .

Иными словами, не исключено, что стороны захотят оставить туже стоимость, но с учетом 20% НДС. Например, стоимость услуг составляет в настоящее время 118 руб., в т. ч. 18 % НДС. Стороны договора пришли к соглашению, что с 1 января 2019 года стоимость услуг составляет 118 руб., в т. ч. 20% НДС. А могли установить стоимость услуг и в размере 120 руб. (и больше или меньше), в т. ч. 20% НДС.

При заключении дополнительных соглашений в 2018 году, как уже говорилось, лучше устанавливать стоимость товаров (работ, услуг) без указания конкретной ставки НДС 20%, т.е. лучше сделать ссылку на ставку, установленную п. 3 ст. 164 НК РФ.

Обратите внимание! Даже если стоимость товаров (работ, услуг), которые будут поставлены в 2019 году в договоре (или счете) оговорена со ставкой НДС 20%, при получении предварительной оплаты в 2018 году оснований для применения ставки НДС 20/120 нет, поскольку изменения в п.3 ст. 164 НК РФ еще не вступили в силу. Поэтому при получении аванса в счет поставок товаров (работ, услуг) до 01.01.2019 г. НДС исчисляется по ставке 18/118, даже если при их отгрузке НДС будет предъявлен по ставке 20% и данная ставка предусмотрена договором.

Виктория Варламова

Пример 2 . Договор на оказание услуг в январе 2019 года заключен в 2018 году. Стоимость услуг составляет 120 руб., в т. ч. НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ. В декабре 2018 года перечислен 100% аванс в размере 120 руб. Исполнитель исчислит НДС по ставке 18/118, сумма НДС составит 18,31 руб. (120*18/118). При оказании услуг в 2019 году, стоимостью 120 руб. (в т. ч. НДС), исполнитель предъявит заказчику НДС по ставке 20%, т. е. 20 руб. При этом он примет к вычету НДС, исчисленный при получении аванса 2018 году, - 18,31 руб. (т. е. к вычету принимается НДС, исчисленный по ставке 18/118 с суммы аванса, засчитываемого в оплату оказанных услуг, т. е. со 120 руб.).

Исчисление НДС, если в договор не будут внесены изменения

Определение стоимости услуг (товаров, работ) со ставкой НДС 20%, зависит от условий договора.

Вариант 1: если стоимость товаров (работ, услуг) установлена в договоре с учетом НДС.

Например, указано, что стоимость услуг составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%, то в этой ситуации, по мнению автора, продавцу придется уплатить «лишние» 2% НДС за свой счет, т.е. вырастут расходы продавца. Если он готов вступить в споры с покупателем, то при определенных условиях договор может быть расторгнут или изменен судом (но это, по мнению автора, маловероятно).

Поясним нашу позицию. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пп. 1, 2 ст. 424 ГК РФ).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

В Законе о повышении ставки НДС до 20%, прямо не установлено, что его действие распространяется на договоры, заключенные до 01.01.2019 г. И, по мнению автора, трактовать уточнение о том, что «новая ставка применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 01.01.2019 г» - как указание на то, что новые нормы применяются и к «старым» договорам, нельзя (п.4 ст.5 Закона № 303-ФЗ). Иными словами, по мнению автора, в целях исчисления НДС продавец обязан рассчитать сумму налога по ставке 20%, но в соответствии с нормами ГК РФ у продавца нет оснований для автоматического увеличения стоимости товаров (работ, услуг), установленных договором, заключенным до 1 января 2019 года, на 2% НДС, т.е. общая стоимость, указанная в договоре с учетом НДС, должна остаться неизменной .

Кроме того, изменение ставки НДС можно квалифицировать как существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), но, если говорить упрощенно, то расторгнуть или изменить договор можно при определенных обстоятельствах только в том случае, если увеличение ставки НДС, о котором стороны не предполагали при заключении договора приведет к значительному ущербу для продавца, если он исполнит договор на прежних условиях.

Дело в том, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Но изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п.1 ст.451 ГК РФ).

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Причем, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4 ст.451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий (п.2 ст.451 ГК РФ) :

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (т.е. речь может идти только о договорах, заключенных до опубликования Закона № 303-ФЗ- до 03.08.2018 г.);
  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  4. из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условия (п.4 ст.451 ГК РФ).

В аналогичной ситуации, когда с 2004 года ставка НДС менялась с 20% на 18% суды также указывали, что изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон. Например : лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога. Но ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.07.2008 г. N Ф09-4928/08-С5 указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС - «120, в т.ч. НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон.

Таким образом, еще раз приходим к выводу, что в одностороннем порядке изменить договорную стоимость товаров (работ, услуг), установленную с учетом НДС, продавец не может. Но с 1 января 2019 года продавец должен выполнить требования НК РФ о предъявлении покупателю НДС по ставке 20%, а не 18% (п.1 ст.168 НК РФ, и п.3 ст.164 НК РФ в ред. с 01.01.2019 г.), а значит ему придется сделать это за счет своей прибыли и данная позиция согласуется п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Так, по общему правилу (п.1 ст.168 НК РФ) продавец должен предъявить НДС покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) по прямой ставке. Но если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п.4 ст.164 НК РФ) (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Поэтому в случае, когда по условиям договора НДС уже включен в стоимость товаров (работ, услуг) (т.е. указано «в т.ч. НДС» или «в т.ч. НДС 18%»), при их отгрузке с 01.01.2019 г. продавцу придется исчислить НДС по ставке 20/120 от общей стоимости с учетом НДС.

Пример 3 . Стоимость услуг в соответствии с условиями договора составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%. Значит при оказании услуг в 2019 году продавец предъявит заказчику НДС по ставке 20%, рассчитав его так: 118 руб.*20/120=19, 67 руб. В счете-фактуре он укажет стоимость услуг без НДС-98,33 руб., НДС по ставке 20% −19.67 руб., стоимость с НДС-118 руб.

Таким образом, если стоимость товаров (работ, услуг) установлена договором с учетом НДС («в т. ч. НДС» или «в т. ч. НДС 18%»), во избежание разногласий сторон и споров о цене лучше заранее оговорить стоимость товаров (работ, услуг) с новой ставкой НДС в дополнительном соглашении к договору.

Вариант 2: стоимость товаров (работ, услуг) указана в договоре без учета НДС.

Пример 4 . В договоре предусмотрено, что стоимость услуг составляет 100 руб. без учета НДС и НДС предъявляется дополнительно (в т. ч. по ставке 18%), то с 01.01.2019 г. продавец предъявит покупателю 20% НДС сверх цены без налога (п.1 ст.168 НК РФ, п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В нашем примере стоимость услуг составит 120 руб. (в т. ч. НДС 20%).

Иными словами, при таких условиях договора порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) (условие о цене (цена + НДС)), не изменится, но стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки НДС в 2019 году автоматически вырастет.

Официальных разъяснений Минфина РФ о порядке исчисления НДС в «переходный период» пока нет. Поэтому автор выражает лишь свое мнение по данному вопросу и вопросам заключения договоров.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Получите
консультацию
эксперта

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

С 1 января 2019 года ставка НДС повысится с 18 до 20 % соответствующие правки в НК РФ внес Федеральный закон . Изменится и расчетная ставка: с 15,25 % она вырастет до 16,67 %. Такую же ставку должны будут применять организации, которые не подтвердили право на нулевую ставку.

При этом все существующие льготы по налогу сохранятся. Среди них пониженная до 10 % ставка для товаров социального назначения: продовольственных, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. До 01.01.2025 устанавливается нулевая ставка НДС на авиаперевозки в регионы Дальнего Востока, а также на авиаперелеты в Крым и Севастополь.

Законодатели добавили возможность принятия к вычету суммы НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий, полученных до 31.12.2018. Это касается сельхозпроизводителей и организаций, реализующих проекты по строительству и реконструкции автодорог.

Решено сохранить льготную ставку по тарифам страховых взносов для НКО, применяющих УСН, а также для благотворительных организаций, применяющих до 2024 года понижающий тариф страховых взносов. Закон устанавливает снижение тарифа страховых взносов в государственных внебюджетных фондах с 34 до 30 % и установление тарифа страховых взносов в ПФР в размере 22 % (вместо общеустановленного тарифа в размере 26 %).

Коды в разделе 7 декларации по НДС

Операции, освобождаемые от налогообложения, отражают в разделе 7 декларации по НДС. С 01.01.2018 перечень таких операций расширен, но в порядке заполнения декларации коды для них не были предусмотрены. В письме ФНС предложила использовать в разделе 7 следующие коды:

  • 1010828 — передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 % акций которого принадлежит РФ, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ;
  • 1011201 — реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 № 79-ФЗ.

Отражение в декларации реализации сырых шкур животных и металлолома

При реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налогоплательщики-продавцы не исчисляют сумму НДС. Исключения —реализация этих товаров физлицам, не являющимся ИП, а также случаи, предусмотренные абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. НК РФ.

В письме ФНС предложила вариант отражения в налоговой декларации по НДС операции приобретения таких товаров. Налогоплательщики-продавцы отражают указанные операции в книге продаж и соответственно в разделе 9 декларации по НДС (в случае выставления корректировочных счетов-фактур — в книге покупок и разделе 8). ФНС предложила заполнять раздел 2 налоговой декларации по НДС так:

  • строки 010-030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с п. 4.1 ст. НК РФ;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

С 1 января 2019 года в России повысился НДС – с 18 до 20%. Закон о смене ставки самого важного налога Президент подписал в августе 2018 года. В связи с этим весь оставшийся период 2018 года компаниям потребовалось в срочном порядке уточнять условия договоров на 2019 год и обновлять настройки программ. Бухгалтеры также столкнулись со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур была со «старым» НДС, а часть – с новым.

Немного истории

Для россиян прошедший летом 2018 года Чемпионат мира по футболу неминуемо теперь ассоциируется с двумя неприятными нововведениями – повышением пенсионного возраста и повышением ставки НДС до 20 процентов. Ведь именно в день открытия ЧМ-2018 14 июня на заседании Правительства премьер Дмитрий Медведев «обрадовал» всех этими сообщениями. Законопроект о повышении налога был написан в считанные дни, к концу июля Госдума уже приняла закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, а президент также быстро согласился ввести более высокую ставку и подписал соответствующий закон (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

НДС 20% – с какого года изменился и чем это грозит?

Крупного бизнеса, работающего на общей системе налогообложения (т.е. с НДС), и заключающего сделки с такими же крупными компаниями, повышение ставки коснулось незначительно – такие компании стали закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога. Обратная ситуация с экспортерами: они оказались даже в плюсе – для них сохранилась льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января 2019 года эти суммы выросли на 2%

Больше всего последствия повышения НДС ощутили на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразилось на стоимости товаров, работ, услуг.

Итак, НДС подняли с 1 января 2019 года. Новая ставка 20% применялась к товарам, отгруженным после этой даты, независимо от даты заключения договора. То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару составила уже 20 процентов. НДС по «старой» ставке 18% могли применять только те, кто успел реализовать свои товары во время до 31 декабря включительно.

Важно!

Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранилась. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнулись.

Как переходили на НДС 20%?

Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией, компаниям еще осенью 2018 года пришлось задуматься о том, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе. Первое и самое важное, что надо было сделать, – провести ревизию всех договоров и внести соответствующие корректировки. В новых договорах сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.

Какие договоры нужно было исправлять?

  1. В договоре прописано, что ставка НДС 18%

    Как исправляли: В дополнительном соглашении прописывалась стоимость без учета НДС, а также сумма и ставка НДС сверху.

  2. В договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги

    Как исправляли: В принципе договор в этом случае можно было не изменять. Но мы рекомендовали нашим клиентам все же составить допсоглашения, чтобы точно избежать споров с покупателем.

  3. В договоре о НДС не сказано

    Как исправляли: В дополнительном соглашении надо было четко зафиксировать, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.

Какие договоры не потребовалось исправлять?

  1. Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
  2. Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке 10 или 0%. Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам.
  3. Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.

Если покупатель отказывался от повышения цены?

Мы не исключали ситуацию, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%. В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ложилась на компанию-поставщика.

Рассмотрим на примере.

То есть выручка компании станет на 1,67 руб. меньше, чем раньше.

Мы сразу предупредили наших клиентов о том, что, если они вдруг решат повлиять на такого покупателя через суд, то сделать это будет довольно непросто. Поскольку судебная практика по таким делам еще не сложилась, то решение судей в каждой конкретной ситуации непредсказуемо.

В связи с этим мы предложили наиболее оптимальный вариант для избежания таких сложностей в будущем: указывать, что стоимость указана без учета НДС. В этом случае будет четко зафиксирована сумма выручки, на которую сверху должен будет начисляться НДС.

Пример формулировки в допсоглашении или новом договоре

При составлении договора/допсоглашения мы рекомендовали учесть 2 важных момента:

  1. Стоимость указывать без НДС – в таком случае поставщик будет защищен от споров с покупателями из-за повышения цены, так как она зафиксирована, и к ней НДС прибавляется сверху (сколько бы он ни был).
  2. Прописать, что до конца 2018 года все отгрузки идут с НДС 18%, а с начала 2019 года – 20%.

Пример формулировки для дополнительного соглашения либо нового договора:

Стоимость составляет 100 руб. без учета НДС.

НДС предъявляется дополнительно к стоимости по ставкам, установленным п. 3 статьи 164 НК РФ: до 31.12.2018 г. - по ставке 18%, с 01.01.2019 г. - по ставке 20%.

Что еще изменилось вместе с увеличением НДС?

В связи с изменением ставки НДС поменялась декларация по налогу, а также форма книг продаж и покупок. В бухгалтерских программах также потребовалось сделать некоторые перенастройки.

Однако наши клиенты, которые находятся у нас на комплексном бухгалтерском обслуживании , все эти «организационные» изменения на себе не почувствовали – переход со «старого» НДС на новый для них проходил в штатном режиме

Кроме того, одновременно с законом о повышении ставки НДС до 20% были приняты поправки в Налоговый кодекс, сокращающие срок камеральной проверки по НДС на месяц (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Закон вступил в силу с 3 сентября 2018 года, и на «камералку» по НДС инспекторам теперь отводится два месяца. Но проверка пройдет быстрее, только если у инспекторов не возникнет подозрений и вопросов к отчетности и подтверждающим документам. Если же они заподозрят малейшее нарушение, срок проверки будет продлен на месяц.


Заказать услугу

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  1. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  2. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  3. Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  4. Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

Последние новости

Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

«Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

«Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

«Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне — 18%.

Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

  • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
  • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
  • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  1. Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  2. Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  3. Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.

Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 — 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
№ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Послесловие

Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

Лучшие статьи по теме