Строительный мастер
  • Главная
  • Кровля
  • Какой плотности nd фильтры лучше. Выбор плотности нейтрально серых (ND) фильтров. На что обратить внимание при выборе фильтра

Какой плотности nd фильтры лучше. Выбор плотности нейтрально серых (ND) фильтров. На что обратить внимание при выборе фильтра



С ND-фильтрами я снимаю на камеру Canon 5D Mk II и объектив EF 24-70/2.8 c диаметром резьбы под фильтр 77 мм. Такой же посадочный диаметр под фильтр и у моего телевика 70-200, но за последние три года снял, наверное, всего пару кадров на телевик с ND-фильтров. И сюжетов под это не так много и проблемы с фиксацией камеры - для съёмки на телевик даже очень небольшая дрожь делает картинку смазанной.

Сначала я купил фильтр Hoya Pro-1 ND 64x, именно моя модель снята производства, её аналог сейчас - PROND64. Этот фильтр ослабляет экспозицию на 6 стопов (EV). Благодаря ему у меня стали замечательно получаться выдержки в единицы секунд в пасмурную погоду и при достаточно слабом свете (рассвет/закаты), а также в дремучем лесу даже в солнечный день. Фильтр вообще не вносит никаких ухудшений в картинку - цвета не уходят, резкость не падает, контраст не падает. И этот фильтр ultra wide - тоненький, я его даже вторым сверху своего ultra wide UV фильтра накручиваю - и на 24 мм ничего не виньетит. В видоискателе моего второго пятака всё видно при накрученном фильтре, хотя конечно рекомендую при съёмке с ND-фильтром пользоваться Live View. В общем ND фильтр 64х или минус 6 стопов - для меня самый универсальный и часто применяемый. И конкретно фильтр Hoya - хорош, никаких нареканий у меня нет.

Но минус шесть стопов - это мало в солнечную погоду. И есть реально ситуации, когда хочется минус три или четыре стопа. В общем начал я думать, что дальше покупать из ND-фильтров. И пошёл я неправильным путём. Узнал я про ND-фильтры переменной плотности, которые затемняют плавно, в которые крутятся два полярика, посмотрел, что у той же Hoya они стоят сильно дороже обычных ND-фильтров - 250-300 баксов против 60-100. Идея у меня была такая - купить ultrawide фильтр переменной плотности и накручивать его сверху моего 64x, чтобы повышать затемнение. Искусился я два раза купить китайские ND фильтры, сначала мусорный за 15 баксов от FOTGA, затем за 90 баксов - “Haida PROII-S 77mm Super Wide Angle MC Variable Neutral Density ND ND8-ND1000” - типа хороший китайский бренд, который стёкла делает для B+W. И два раза был жестоко разочарован. После половины диапазона затемнения с моих объективом 24-70 возникали очень хорошо видимые и нередактируемые градиентные звездообразные затемнения по центру. Просто ужас, фильтры не отрабатывали и половины диапазона. Так и валяются дома, не смог пока их продать по объявлениям)))
Я знаю фотографов, которые снимают на брендовые ND фильтры переменной плотности, наверное эти фильтры лучше, они сильно на них не жаловались))) Но я пока уверен только в классических ND фильтрах.

Но желание иметь фильтр потемней всё же возобладало. Я приглядывался к фильтрам ND400 и ND1000 с остаблением в 9 и 10 стопов. По экономическим соображениям был выбран Hoya PROND1000. Он не ultra wide, чтобы снимать на широкий угол - его надо ставить один на объектив и на 24 мм возникает очень небольшая каёмочка по углам, ну там можно штампом мазнуть или обрезать кадр на 1-2%. Цвет тоже не портиться, контраст не падает. В видоискатель уже очень плохо видать картинку, надо работать только по Live View.

Давайте посчитаем, что даёт минус 10 стопов в солнечный день. Кто снимал на плёнку - помнит Sunny 16 Rule - ставим выдержку равной ISO и в солнечный день зажимаем диафрагму до f/16.
Имеем без фильтра - ISO 100, 1/125 сек, f/16
Делаем минус 10 стопов (ISO на 50 спускать не будем, не во всех камерах это есть) с сохранением диафграгмы f/16 - выходит выдержка 8 секунд. В реальности конечно может быть как чуть больше, так и поменьше, мы же пользуемся умной мультизонной системой экспозамера цифровой камеры.

Вообще можно ND64 и ND1000 накрутить друг на друга и получить минус 16 стопов, но тут конечно уже широкий конец объектива в 24 мм будет недоступен, примерно с 28 мм уже виньетирование пропадает. Минус 16 стопов - это реально можно выдержку в минуту сделать в солнечный день, например в городе вообще превратить людей и машины в солнечное марево.

Итого мой джентельменский набор ND фильтров
ND64 минус 6 стопов, взял Hoya за 60 долларов
ND1000 минус 10 стопов, взял Hoya за 90 долларов


получать новые посты на почту:

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, - он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика - в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта ), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка - фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика - другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV ). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.

Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения - залог отличных снимков!

Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.

Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика - например, короче 1/8000 секунды ).

Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика - установить меньшее значение диафрагмы ).

Разберёмся с характеристиками ND-фильтров

Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») Плотность (единицы измерения зависят от производителя) Количество пропускаемого света, %
1 0,3 ND2 50
2 0,6 ND4 25
3 0,9 ND8 12,5
4 1,2 ND16 6,25
5 1,5 ND32 3,125
6 1,8 ND64 1,563
7 2,1 ND128 0,781
8 2,4 ND256 0,391
  • Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры « ND » обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.

На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия

Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.

Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?

Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель - дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.

Адаптер и понижающие кольца.

Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.

Светофильтры ND (neutral density filter/нейтральной плотности) нужны для того, чтобы ослабить световой поток. Они позволяют снимать на более длинной выдержке, чем возможно без использования затемняющего светофильтра. Используются такие светофильтры, например, для съемки текущей воды, которая из отдельных брызг превращается в мягкий поток, создается эффект движения и фото становится более художественным.

Замораживание водного потока

Фотосъемка автомагистралей

Редко, когда поток машин украшает снимок и совсем другое дело, когда вместо машин на снимке появляется протяженный рисунок их фар. Причем в каждом снимке он разный т.к. у машин будут разные траектории и разной яркости фары.

Москва, район м.Смоленская
F5.6, 20 sec, iso 100, Hoya PRO ND200 + Hoya PRO ND32

Москва, район м.Смоленская
F8, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200

Москва, район м.Смоленская
F4.5, 30 sec, iso 200, Hoya PRO ND200

Съемка многолюдных торговых центров

Также ND светофильтры используются для съемки многолюдных торговых центров и площадей. Дело в том, что на длинной выдержке отдельные люди в кадре находятся недолго и не успевают впечататься в снимок. Таким образом можно достичь «безлюдности» в кадре.

Для примера я сфотографировал реку, где в полынье мельтешили утки.

F8, 1/125 sec, iso 100, без фильтров

F8, 30 sec, iso 100, Hoya Pro ND200 + ND16

Легко заметить, что вода в том месте, где плавали утки, разгладилась. И сами утки по больше части исчезли. Исчезли те, которые активно двигались. Тоже самое происходит в торговом центре. На снимке остаются только те люди, которые долгое время стоят неподвижно, а таких крайне мало.
Это позволяет очистить снимок от нежелательных участников.

Спецэффекты

Спецэффекты доступны на длинной выдержке, но если вокруг недостаточно темно, то длинную выдержку не поставить. Решить эту проблему помогают ND фильтры.

F5.6, 8sec, iso 100., ND8
Съемка со штатива, зум-эффект на длинной выдержке.

F4.5, 25 sec, iso 200, ND4
Съемка со штатива, подсветка деревьев снизу с помощью фонарика.

Астрономические съемки

20.03.2015 состоялось солнечное затмение. Я использовал светофильтры Hoya Pro ND500 и Hoya Pro Nd4 .

К сожалению, светофильтры были на диаметр 67мм, для моего объектива Canon 100/2.8L IS USM . Для съемки астрономических явлений этого фокусного расстояния недостаточно.
У меня есть для этих целей, но к нему я пока не приобрёл плотные ND светофильтры 120мм (надеюсь обзавестись ими к следующему затмению в 2016г.).

Кроме собственно фотосъемки через Hoya Pro ND500 было вполне комфортно смотреть на Солнце долгое время.

Упаковка и конструктив светофильтров Hoya PRO ND

Светофильтры Hoya PRO ND поставляются в симпатичной пластиковой упаковке, достаточно крепкой, чтобы пользоваться ей долгое время. Упаковка запечатана с двух сторон липучками.

Если такую липучку оторвать, то обратно её не приклеить так, чтобы не было видно. Это хорошая защита от «достал-заменил-продал». Коробка тоже неразборная, если не отклеить липучки.

На задней стороне упаковки российской компанией Флама , дистрибьютером светофильтров Hoya в РФ, наклеена памятка по маркировке светофильтров и способу их использования.

У светофильтра Hoya только две поверхности, которые идеально шлифованы и полированы, что исключает указанные выше проблемы.

Серия светофильтров Hoya PRO ND имеет металлизированное покрытие ACCU-ND , которое призвано исключать смещение баланса белого и обеспечить более равномерное светопропускание по всей площади кадра. Предыдущее поколение ND фильтров Hoya , а также фильтры ряда других производителей, изготавливались путем добавления металлов в стеклянную массу перед отливкой. При большой концентрации добавок добиться однородности их распределения в стекле практически невозможно. Тогда как равномерно нанести покрытие значительно проще.

Светофильтры Hoya PRO ND существуют в таких плотностях и диаметрах:

Плотности фильтров Уменьшение светопотока Пропускание, % Существующие размеры
ND4 (0.6) 2 стопа 25 49-82мм
ND8 (0.9) 3 стопа 12,5 49-82мм
ND16 (1.2) 4 стопа 6,25 49-82мм
ND32 (1.5) 5 стопов 3,12 49-82мм
ND64 (1.8) 6 стопов 1,56 49-82мм
ND100 (2.0) 6 2/3 стопа 1 49-82мм
ND200 (2.3) 7 2/3 стопа 0,5 49-82мм
ND500 (2.7) 9 стопов 0,2 49-82мм
ND1000 (3.0) 10 стопов 0,1 49-82мм

Тестирование светофильтров Hoya PRO ND

Самый главный вопрос в тестировании ND фильтров - не вносят ли они искажение цветопередачи. Ведь ND фильтры только при прямом на них взгляде тёмные, а под хорошим освещением и под небольшим углом дают совершенно разные цветные блики.

Видимо, используются разные способы сделать стекло темнее. Потому существует много мнений насчёт того влияют ли ND фильтры на цветопередачу или нет. Причем, если брать в рассмотрение дешевые китайские светофильтры, то это однозначно так, влияют. Причём сильнее всего смещают баланс белого самые тёмные фильтры.

Тестирование проводилось с помощью цветовой шкалы Colorchecker , пигменты образцов цвета которой не меняют цвет при разном освещении. Это действительно так, в отличие, например, от бумажных цветовых шкал.

Снимок в формате RAW открывался в RAW -конвертере Adobe Camera Raw и «пипеткой серого» по третьему справа образцу серого цвета (плашке) определялся баланс белого.
Баланс белого : 5000К -9.

При использовании фильтра, который будет давать оттенок баланс белого тоже сместится и это легко можно будет проверить той же «серой» пипеткой по той же плашке.

Hoya PRO ND4

А теперь с бликом.

Результат с фильтром Hoya PRO ND4: 4950К -14.

Разница в 50К вообще не заметна и в пределах погрешности измерений.

Hoya PRO ND8

Результат с фильтром Hoya PRO ND8: 5100К -14.

Разница в 150К не заметна глаз. Попробуйте увидеть эту разницу (у меня не получилось).

Hoya PRO ND16

Результат с фильтром Hoya PRO ND16: 5100К -14. Разница в 150К не заметна глаз.

Hoya PRO ND32

Результат с фильтром Hoya PRO ND32: 5000К -2. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра.

Hoya PRO ND64

Потом я немного поменял освещение, потому базовые параметры цвета изменились.
Стало: 5300К -3 (без фильтра)

Результат с фильтром Hoya PRO ND64: 5250К -6. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра (50К в пределах погрешности измерений).

Hoya PRO ND100

Результат с фильтром Hoya PRO ND100: 5300К -11. Разница не заметна глаз. Получилось как без фильтра.

Нейтрально-серые фильтры блокируют поступающий на матрицу фотоаппарата световой поток и защищают кадры от пересвета. Степень понижения уровня освещенности зависит от плотности компонента. При этом не искажается цветопередача. Обозначаются как ND.

Нейтральные серые фильтры используют:

  • для снижения глубины резкости при слишком ярком освещении;
  • для придания эффекта размытия при движении объектов;
  • для добавления длины выдержки без потери качества снимка.

Как выбрать подходящий нейтрально-серый фильтр для фотокамеры

При выборе нужно учитывать плотность. Она отражается в маркировке и указывает, во сколько раз уменьшится количество цвета, прошедшего через светофильтр.

Необходимо учитывать диаметр элемента, измеряемый в миллиметрах. Значение должно быть аналогичным размеру объектива фотокамеры. Аксессуар крепится с помощью фиксаторов и имеет круглую резьбу для монтажа прямо перед линзой объектива.

Дополнительное просветляющее покрытие уменьшает эффект удвоенной картинки и засветки. Чернение крепежей и оправы стекла нивелируют эффект виньетирования.

Предпочтительней к выбору модели нейтрально-серых фильтров известных фирм: Polaroid, Hoya, Fujimi, Kenko, JJC и др.

Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Если вы обожаете фотографировать с длинной выдержкой , то с нейтральным фильтром вы можете заниматься любимым делом не только ночью, но и в ясный полдень.

Затемняющий фильтр делает ровно то, что указано в названии – затемняет, то есть, уменьшает световой поток. Это может быть полезно в следующих ситуациях:

  • Вы хотите сфотографировать портрет на открытой диафрагме , чтобы сделать глубину резкости поменьше, но мешает яркий свет, заставляя вас закрывать диафрагму.
  • Вы пытаетесь днём сделать портрет со вспышкой , но в вашей камере нет FP-синхронизации , и выдержка ограничивается камерой.
  • Хотите сделать размытие движущихся объектов или красиво сфотографировать водопад, но света слишком много для длинной выдержки.
  • Избавиться от людей на оживлённой площади, чтобы сфотографировать архитектуру.

Вот, например, обычная фотография с короткой выдержкой:

Увеличиваем выдержку:

Видно, что осталась только пара, которая села на окрашенную скамейку и приклеилась, да турист с картой, которого парализовало.

Если ещё увеличить выдержку, то вообще никого не останется:

Цвет и свет на этих фотографиях разный, потому что погода стремительно менялась.

Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый – ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8.

Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше, а так же, вы вынуждены будете использовать штатив . Кстати, покупать ND2 я особого смысла не вижу, подобное затемнение вам обеспечит обычный поляризационный фильтр .

По поводу поляризационных фильтров, среди всех нейтральных особняком стоят фильтры с переменным затемнением. Дело в том, что такие фильтры состоят из двух поляризационных, как бутерброд. Причём, линейные части этих фильтров повёрнуты внутрь, то есть, обращены друг к другу. Такая конструкция предъявляет высокие требования к качеству поляризационных фильтров.

Мы уже говорили, что нет особой разницы между поляризационными фильтрами, если использовать их по одиночке, так как неравномерность поляризации на фото обычно совсем не заметна. Совсем другое дело, если вы используете фильтры последовательно, так как неравномерность поляризации одного фильтра при прохождении через второй будет выражаться в тёмных полосах на фотографии.

Именно поэтому, если вы решили купить регулируемый затемняющий фильтр, я категорически не рекомендую дешёвую китайскую продукцию, так как вместо фильтра вы получите одно расстройство.

Хорошим фильтром считается Kenko NDX, он позволяет варировать затемнение от ND2 до ND1000. Причём, муар в виде тёмных полос появляется только в самом экстремальном положении. При нормальном использовании затемнение равномерное без перекосов в цветовом балансе. Это профессиональная техника, поэтому приготовьтесь выложить кругленькую сумму.

При приближении к максимуму начинают появляться тёмные области. В данном случае повезло, потемнело только два угла, как будто фото сделано с градиентным фильтром :

Всё в Kenko NDX хорошо, мне только не понравилась коробочка. Она, конечно, красивая, но уж слишком хрупкая и неудобная. Коробка для фильтра должна быть из мягкого пластика и квадратной формы, а не вот это:

C достаточно тёмным ND-фильтром, особенно с Kenko NDX можно фотографировать небольшой ядерный взрыв и даже пятна на Солнце:

Только вам для этого понадобится объектив с фокусным расстоянием более 300мм. Я снимал на 28-300 и, конечно, для этого неплохо бы иметь камеру с разрешением, хотя бы как у Nikon D800 . Ещё не забудьте почистить матрицу , иначе за пятна на Солнце вы будете принимать пятна на вашей матрице.

Есть ещё одна хитрость. Когда вы фотографируете с затемняющим фильтром со штатива, ваша камера будет неправильно оценивать экспозицию из-за того, что свет на экспонометр будет попадать через открытый окуляр. Рекомендую закрыть его пальцем, чтобы не получить тёмное фото. На более серьёзных камерах рядом с окуляром есть рычажок, которыйй опускает шторку специально для этих целей. Обычно этот рычажок слева сверху от окуляра:

Использовать затемняющие фильтры надо с умом. Нейтральный фильтр не делает ваши фото лучше, он просто делает их другими, а сам фильтр – это просто способ достичь ваш художественный замысел.

Вот фото с нейтральным фильтром:

А вот с поляризационным:

Или так, здесь бы фильтр всё испортил:

Спасибо за внимание.

Лучшие статьи по теме